Мәдени мұра  Ұлттық жобаӨткенді қастерлеу арқылы, болашағымызды баянды етеміз
  • Twitter
  • Facebook
  • Лента на Youtube
 

Мақала және жарияланымдар

Мақұл Там   (XIX ғасыр)

Басты бет - Материалдар - Мақала және жарияланымдар - ПАРТНЕРСКИЙ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПРОДВИЖЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПАРТНЕРСКИЙ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПРОДВИЖЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Жұма, 25 тамыз 2017Файзуллина Г.Ш. Партнерский экспозиционный проект: продвижение историко-культурного наследия // «Қазақстан мен іргелес елдердің тарихиөмәдени мұрасын зерттеудегі заманауи әдістер мен тұғылар атты «IX-Оразбаев оқулары» халықаралық ғылыми-әдістемлік конференция материалдары / Жаупты ред. Ғ.Қ. Омаров. II–бөлім. – Алматы: Қазақ университеті, 2017. – 224 бет. – С.358-363.

ПАРТНЕРСКИЙ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПРОДВИЖЕНИЕ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Проекты с участием партнеров – это уже совсем не инновация для казахстанских музеев, а необходимая обычная практика в музейной деятельности. Наиболее распространенными формами таких проектов является проведение фестивалей и форумов. В этом спектре музейных мероприятий можно отметить традиционную активность Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника и, в последнее время особенно, активную деятельность Национального музея Республики Казахстан. Так, 12 мая 2017 года в очередной раз в Астане проводится Музейный форум, на котором, как было отмечено в Информационном письме, будут обсуждаться на секционных заседаниях вопросы, которые обусловлены поиском решений проблем и необходимостью выработки конкретных рекомендаций практического характера. Остается надеяться на то, что рекомендации будут выработаны и приняты к сведению.

При этом, необходимо отметить то, что казахстанские форумы не используют формат участия экспозиционно-выставочными проектами. У нас в стране нет своего форума в формате «Интермузея» или «Музейной биеннале» с конкурсом и презентацией инноваций и успехов в этой деятельности музеев. Хочется надеяться, что вопрос снимется с повестки дня в ближайшем будущем, т.к. пространства и возможности оборудования культурных учреждений Астаны (и не обязательно – Национального музея РК) позволяют собрать под одной крышей выставочные проекты всех музеев страны. Но кто-то должен взять на себя ответственность и приложить усилия в организации этого логистически очень сложного проекта.

Первой «ласточкой» организации подобного мероприятия в масштабах одной области стал проект Усть-Каменогорского Восточно-Казахстанского областного этнографического музея[1]. В октябре 2004 года в рамках президентской программы «Культурное наследие» музеем был реализован проект, предполагавший организацию первого фестиваля музеев «Золотая карта Востока». Из ближних и дальних районов области в Усть-Каменогорск привезли свои лучшие экспонаты 12 музеев, в том числе общественные и школьные. По прошествии 13 лет Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык» развил идею и, утверждая свою роль музейно-методичекого центра, реализовал экспозиционно-выставочный проект «Золотая карта музеев Алматинской области» уже в партнерстве с 21 музеем. Первая часть проекта включала в себя создание выставки, вторая – организацию семинара для музейных сотрудников.

Цели выставки:

1. Актуализация интереса к историко-культурным памятникам Алматинской области.

2. Укрепление связей внутри музейного сообщества на областном уровне.

Задачи:

  1. Предоставить возможность соотечественникам и гостям международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 увидеть историко-культурное богатство области в одном месте и в небольшой промежуток времени через презентацию самых известных экспонатов музеев области.
  2. Раскрыть историко-культурное значение музейных предметов, имеющих смысловую характеристику «золотой».
  3. Показать музеи через презентацию самых аттрактивных предметов из их фондов. Рекламный характер экспозиции (популяризация музеев). Эпиграфом к выставке стала поговорка «Мал золотник, да дорог» («Алтынның аз да болса бағасы артық», «Goodness has nothing to do with greatness»).
  4. Создать условия профессионального диалога и взаимопомощи между сотрудниками музеев Алматинской области (организовать семинар по работе с аудиторией, организовать стажировки и консультации для сотрудников музеев области в заповеднике-музее «Иссык»).

Алматинская область богата на историко-культурные памятники и памятные места, связанные с именами людей прославивших наш народ и страну. Каждый из музеев достоин отдельного внимания и интереса к его постоянной экспозиции. Однако, область большая, посетить каждый музей сложно. Заповедник-музей, собрав ценные экспонаты из всех музеев Алматинской области в городе Есик известном тем, что именно здесь жил и был захоронен «Золотой человек», сформировал таким образом «Золотую карту» музеев. В нашем случае – «Золотой человек» – центр притяжения «золотых» смыслов и символов.

Для заповедника-музея «Иссык» самыми ценными экспонатами являются подлинные предметы из археологического комплекса «Золотого человека» – его личная посуда. Именно эти артефакты стали «отправной точкой» развития идеи выставки. Уж очень хотелось донести до посетителей музеев то, что часто характеристику очень высокой цены приобретают на первый взгляд невзрачные, но очень ценные в научном и историко-культурном смысле результаты археологических раскопок, исследований археологических комплексов и т.д. В этом состоял «личный» интерес «Иссыка».

За каждым из 60 предметов, представленных в экспозиции выставки, стоит история знаменитого владельца или собирателя. Выставка знакомит с этими историями, с музеями, и предоставляет возможность почувствовать посетителям разнообразие мира (историко-культурного наследия) во всех его взаимосвязях. Каждый из посетителей как бы открывает «шкатулку с сокровищами», знакомится с ними и «перебирает» символы и смыслы казахстанской земли.

Экспонаты связаны между собой только по территориальному принципу, и лишь некоторые имеют тематические связи. Из 22 музеев (участников выставки) 18 являются филиалами Алматинского областного историко-краеведческого музея им. М.Тынышпаева (г. Талдыкорган). Сотрудники этого музея провели большую предварительную работу по отбору наиболее ценных – «золотых» предметов, достойных представлять регионы и музеи. Каждый музей предоставил экспонат, который он считает особенным в своей коллекции, которым гордится, и который отражает смысл и особенность места расположения музея. «Золото» – это не обязательно «драгоценный металл желтого цвета», это смысловая характеристика, обозначающая культурное и историческое значение каждого экспоната выставки. Из них сложилась карта «золотых месторождений» области. Посетителям предоставляется право и возможность разрабатывать эти «месторождения», находить свои смыслы и связи.

На выставке предметы разного формата – археологические, этнографические, современные и другие. Один-три экспоната как презентация чего-то целого. Задача сотрудников «Иссыка» состояла в том, чтобы сложить из разных экспонатов-«пазлов» единую «картину»-выставку. Оформление выставки включает в себя цветную карту области на английском языке с обозначением музеев, размещена она на потолке. Из точки «Есик» на карте к витринам протянуты «золотые нити» (тесьма). На стене – интерактивная плоскость с черно-белой картой с названиями на казахском языке центров районов области и пространством, на котором посетители маркером могут оставлять свои впечатления. При этом, задумка с размещением графического контура карты на этикетках с отметкой одного музея-хозяина экспоната не была реализована в связи с малым объемом витрин и необходимостью уменьшения «полотна» трехязычной этикетки. На выставке нет выделенных экспонатов, они все между собой равны в значении и презентации историко-культурного достояния области, нет заданного маршрута. Посетители, произвольно двигаясь по выставке, как бы совершают путешествие по области, знакомясь с её историко-культурным богатством.

Краткую информацию о музеях можно прочитать в папке с материалами или в сенсорном киоске, где размещена ее расширенная электронная версия с иллюстрациями. Во дворе музея при входе установлен указатель с названиями музеев области и обозначением в километрах расстояния до них. Он играет роль рекламного объекта, и в то же время обозначает символический центр Алматинской области в Есике, месте обнаружения «Золотого человека». В перспективе такой же указатель будет установлен с обозначением расстояний до всемирно известных музеев.

Среди музеев, представленных на выставке – 5 литературно-мемориальных. И это вполне естественно. Казахская культура известна своим устным народным творчеством, казахская земля богата акынами и музыкантами. Виртуозное владение словом – национальная черта казахов. Она воспитывается с детства. И поэтому совсем не случайно, например, в Литературно-мемориальном музее Умбетали Карибаева в данное время под руководством заведующего музея, внука акына А.Искакова, работает кружок молодых поэтов-импровизаторов. Ведь именно так должен жить современный музей, который не просто хранит предметы, но поддерживает и развивает традицию. И Мемориальный музей Суюнбая также не позволяет поэтическому наследию быть невостребованным. Музей сохраняет поэтическое наследие акына и формирует литературно-поэтическую школу молодежи. Достойными продолжателями поэтической традиции стали известные поэты Семиречья – Жамбыл Жабаев, Ильяс Жансугуров, Мукагали Макатаев. Мемориальные музеи этих выдающихся личностей также привезли свое «золото» в «Иссык».

Из 22-х музеев – 4 мемориальных и один историко-мемориальный. И конечно, среди них обязательно должны быть музеи посвященные личностям музыкальной культуры. Известный собиратель музыкального казахского наследия, А.В. Затаевич говорил – «Казахский народ музыкален, мне порой кажется, что не только поет народ, но поет вся казахская земля». Совсем не случайно в экспозиции выставки можно увидеть три разные домбры – домбра-шинкельдек (использовалась в ансамбле «Рабочая молодежь», основанном в 1934 г. М.Толебаевым); домбра-кишкентай (из родного аула акына Сары Тастанбековой); домбра известного Таңжарықа Жолдыұлы (акын Умбетали в память о нем хранил эту домбру).

Прикладное искусство казахов представлено музеем Даркембая Шокпарова. Мастер сначала собрал личную коллекцию ценных предметов и создал музей, а потом на его основе был создан Государственный музей, гостеприимно встречающий гостей не только в залах экспозиции, но и в мастерских, где продолжается его дело по сохранению традиций.

Жизненные примеры известных личностей Чокана Валиханова, Акына Сары, Мукана Тулебаева, Нурмолды Алдабергенова, героев прошедшей эпохи, могут вдохновить современное поколение на гражданское служение родному Отечеству. Акын Сара, как бы мы сейчас сказали – была «знаменем феминистского движения» для своего времени. В айтысе с Биржан-салом Сара показала безысходность, бессилие, горькую судьбу женщины-казашки, не перестающей мечтать о свободной любви.

В год столетия Октябрьского переворота, или как когда-то говорили – Великой Октябрьской социалистической революции, безусловно, интересно познакомиться с материалами Историко-мемориального музея «Черкасская оборона». И скорее этот музей не про Революцию, а про нас с вами, про наших предков, про то, как вера в светлые идеалы и высокие идеи может «свернуть горы», и защитить свои убеждения.

 

 

8 историко-краеведческих музеев представляют древнюю и современную историю и природу разных районов области. Жители сел принимают активное участие в жизни музеев. Так, например, некоторые из представленных на выставке предметов были переданы в дар музеям жителями сел. Наиболее древний экспонат на выставке – «зуб мамонта» из Райымбекского музея, ему может быть около 2 млн лет. А назначение некоторых не отгадать с первого раза (например, маслобойка из музея «Анаға құрмет»/«Материнской славы»). Заповедник-музей «Иссык» имеет археологический профиль. Но для юного поколения «археологией» являются, например, арифмометр «Феликс». Или («айфон» недавнего прошлого) личный телефон председателя колхоза, дважды Героя Социалистического труда – Нурмолды Алдабергенова. В 50-е годы ХХ века три трудовых артели «Жаңаталап», «Қызыл ту», «Жаңалық» были объединены в один колхоз им. «Сталина». Сообщения между хозяйствами велось по этому телефону, который стоял в кабинете Алдабергенова. По этому телефону он говорил с райкомом и обкомом и Центральным комитетом Коммунистической партии с другими организациями по вопросам хозяйства.

Имя Чокана Валиханова, «первого признанного ученого» Казахстана известно всем. Не верится, что этот молодой человек столько сделал за свою недолгую жизнь. Вещи из его семьи предоставил на выставку Музей «Алтынемель». Интерес Валиханова к восточному краю понятен и нашим современникам. Многие туристы едут специально в Жаркент, чтобы увидеть знаменитую мечеть, памятник ЮНЕСКО. И, конечно же, примером является вклад в её строительство мецената Вали-Ахуна Юлдашева (ахун – учитель).

В казахской традиции большое значение имеет понятие «ырым» («благодать»). Личные вещи великих людей, если к ним прикоснуться и побыть рядом, могут принести ту же удачу и благополучие, которое есть у их владельцев. В одной витрине выставлены личные вещи двух руководителей Казахстана – Д.А. Кунаева и Н.А. Назарбаева. Вверху портрет из коллекции казахстанского художника – летописца Сергея Яковлевича Сухова (1911–2003 ), посвященной Первому Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву, и насчитывающей 18 картин, написанных в технике: масло – холст, масло – картон, бумага – уголь. Полная коллекция состоит из 35 картин.

Первый Президент Независимого Казахстана заслуженно гордится нашей столицей. На картине «Астана» из Аксуского районного музея изображен город, на фоне которого – фигура Томирис, сакская воительница противоставшая Киру персидскому царю. Автор – известный художник Агимсалы Дузельханов. Картина вместе с сертификатом была передана в дар музею в честь празднования 80-летия с.Аксу премьер-министром Республики Казахстан Каримом Масимовым в 2011 г.

Презентация выставки состоялась 30 марта 2017 года. На открытии выставки присутствовали сотрудники представленных музеев, пресса, телевидение, приглашенные коллеги и партнеры заповедника-музея. Почетным гостем стала Бахытхан Камаловна Оразымбетова, Заслуженный деятель культуры РК, Почетный работник туризма РК, сотрудник Информационно-туристского центра при Академии спорта и туризма (Алматы). Приведем некоторые фрагменты её эмоционального выступления – «Такой богатый район, такая богатая область как наша Алматинская должна быть давно в туристском аспекте быть передовой, потому что нигде нет такого количества музеев. Музейное сообщество это сообщество людей, которых надо очень беречь, и это сообщество должно, прежде всего, работать для местных жителей. Музеи тогда будут нужны обществу, когда они будут влиять на культурную среду. Они должны стать общиной, жить с общиной, её радостью, её проблемами, её каждодневными праздниками. Ведь и въездной туризм смотрит на то, как ведут себя люди во внутреннем туризме. Знают ли они свою землю? Любят ли они эту землю? Мы хотим сегодня сделать национальный реестр туристских маршрутов и музеев, которые, где бы казахстанцы не жили, но один раз в жизни должны посетить. Например, побывать на могиле Чокана Валиханова. К примеру, проект по Павлодарской области объединяет одну тему, пять музеев. Чокан родился в Сырымбете, в Кушмуруне, учился в Омске, был неоднократно на нашей земле.

Когда сделали новую сценографию оперы «Биржан и Сара» с музыкой Мукана Тулебаева – все поразились, что такой великий композитор родился на станции Лепсы. Но на неё никто не обращает внимание, когда едет отдыхать на Балхаш. Огромные баннеры должны быть у дороги и должны напоминать – остановитесь, люди, в этой суете, в этом постоянном потреблении, в этом желании разбогатеть, посмотрите на свою культуру, посмотрите на свою историю, вот здесь родился великий Мукан Тулебаев, который написал музыку к самой постановочной опере, который создал более 500 музыкальных пьес. Про многие экспонаты выставки можно сказать: «Здесь в каждом предмете есть две души – мастера, который создал эти вещи, и душа человека, кому они служили. Кто владеет этим таинством? – Это только музеи».

На основании опыта реализации проекта мы сделали следующие выводы:

  1. Такие сложные в логистическом плане выставки с множеством участников требуют особой внимательности и аккуратности при собирании и оформлении её контента. Ведь очень легко потерять за чередой множества фактов, самый значительный факт для одного из музеев. «Равноправие и взаимоуважение» – изначально должны быть заложены в фундамент проекта.
  2. Кроме того, обязательно должен быть ведущий партнер, который возьмет на себя основную организационную и координирующую роль. Благодаря тому, что в «Иссыке» на сегодняшний день собралась команда из высококвалифицированных специалистов разного профиля (Даулет Бектемиров, Досым Зiкiрия, Сахинур Даутова и др.) было реализовано задуманное экспозиционное решение, также музеи-участники «на выходе» получили откорректированные и отредактированные структурированные тексты о своих музеях на русском и казахском языках. При этом, на поверхность «всплыла» проблема отсутствия адаптированных, легких текстов о музеях, путеводителей по музейным экспозициям на трех языках. Необходимо инициировать проект по созданию путеводителей с привлечением профессиональных литературных авторов (российский аналог – проект «Музейный гид» на грант Фонда В.Потанина).
  3. Музеи области получили свою постоянную точку рекламы в виде указателя расстояний до музеев на перекрестке туристских маршрутов в «Иссыке».
  4. Разные по теме и характеру экспонаты позволили «разбавить» археологический уклон экспозиции заповедника-музея, а это, в свою очередь, создало условия для большинства посетителей заповедника-музея увидеть так называемые «непрофильные» предметы и познакомиться историей и культурой региона в сжатом формате. И это естественно, т.к. именно пространство музея позволяет сжимать и расширять время, делать его ирреальным.

Таким образом, мы можем сказать, заповедник-музей «Иссык», расположенный на пересечении туристских маршрутов, в силу своей миссии стал центром притяжения историко-культурных ценностей районов Алматинской области. Опыт реализации экспозиционно-выставочного проекта «Золотая карта музеев Алматинской области» представил яркий пример возможностей музеев в популяризации и продвижении историко-культурного наследия объединенными усилиями.

Список музеев – участников проекта

*Расстояние от Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык»

  1. Алматинский областной историко-краеведческий музей им. М.Тынышпаева. 188 км.
  2. Литературно-мемориальный музей Ильяса Жансугурова. 188 км.
  3. Мемориальный музей Нурмолды Алдабергенова.183 км.
  4. Мемориальный музей Акына Сары. 235 км.
  5. Археолого-краеведческий музей г. Есик. 6 км.
  6. Музей прикладного искусства им. Уста Даркембая. 25 км.
  7. Историко-краеведческий музей с.Шелек. 73 км.
  8. Литературно-мемориальный музей Умбетали Карибаева. 58 км.
  9. Историко-краеведческий музей Карасайского района. 80 км.
  10. Музей «Анаға Құрмет» («Материнской славы»). 80 км
  11. Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева. 101 км.
  12. Литературно-мемориальный музей Суюнбая Аронова. 126 км.
  13. Государственный мемориальный музей Чокана Валиханова «Алтынемель». 117 км.
  14. Архитектурно-художественный музей «Жаркентская мечеть». 265 км.
  15. Райымбекский районный историко-краеведческий музей. 195 км.
  16. Литературно-мемориальный музей Мукагали Макатаева. 268 км.
  17. Историко-мемориальный музей «Черкасская оборона». 340 км.
  18. Районный историко-краеведческий музей имени Кабанбай батыра 374 км.
  19. Аксуский районный историко-краеведческий музей имени Ильяса Жансугурова. 297 км.
  20. Мемориальный музей Мукана Тулебаева. 340 км.
  21. Балхашский районный историко-краеведческий музей. 205 км.

Галия Файзуллина

ПАРТНЕРСКИЙ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПРОДВИЖЕНИЕ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Автор анализирует опыт реализации в Государственном историко-культурном заповеднике-музее «Иссык» экспозиционно-выставочного проекта «Золотая карта музеев Алматинской области». Делает выводы о важной роли и ответственности организатора подобного проекта. Данный проект представил яркий пример возможностей музеев в популяризации и продвижении историко-культурного наследия объединенными усилиями.

Ғалия Файзуллина

СЕРІКТЕСТІК ЭКСПОЗИЦИЯЛЫҚ ЖОБА: ТАРИХИ-МӘДЕНИ МҰРАНЫ НАСИХАТТАУ

Автор «Есік» мемлекеттік тарихи-мәдени қорық-музейінде іске асырылған «Алматы облысы музейлерінің алтын картасы» атты экспозициялық-көрме жобасын іске асыру тәжірибесіне талдау жасайды. Осындай жобаларды ұйымдастырудағы ұйымдастырушының рөлі мен жауапкершілігі маңыздылығына баса назар аударады. Аталмыш жоба күш біріктіре отырып тарихи-мәдени мұраны насихаттау мен таныстырудағы музейлердің мүмкіндігінің айқын көрінісін паш етті.

Galiya Fayzullina

PARTNERSHIP EXPOSITION PROJECT: PROMOTION OF

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

The author analyzes the experience of realization in the State Historical and Cultural Reserve-Museum «Issyk» of the exposition and exhibition project «Golden Map of Museums of Almaty Region». Conclusions were drawn about the important role and responsibility of the organizer of such project. This project is a vivid example of the museum's potential to popularize and promote the historical and cultural heritage through joint efforts.

Иллюстрации к статье Файзуллиной Г.Ш.

 


[1] В настоящее время название - ВосточноКазахстанскийобластной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник.