Мәдени мұра  Ұлттық жобаӨткенді қастерлеу арқылы, болашағымызды баянды етеміз
  • Twitter
  • Facebook
  • Лента на Youtube
 

Мақала және жарияланымдар

Аблайкет храмы

Басты бет - Материалдар - Мақала және жарияланымдар - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ ЗАПОВЕДНИКА-МУЗЕЯ «ИССЫК» (В ПОИСКАХ ОТВЕТА НА ВОПРОС – КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ ЗАПОВЕДНИКА-МУЗЕЯ «ИССЫК» (В ПОИСКАХ ОТВЕТА НА ВОПРОС – КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?)

Жұма, 25 тамыз 2017Файзуллина Г.Ш., Амаргазиева А.Ж. Социологический портрет посетителя заповедника-музея «Иссык» (в поисках ответа на вопрос – куда двигаться дальше?) // «Қазақстанныңтарихи-мəдени мұраларының өзекті мəселелері: өткені, бүгіні мен болашағы» атты тарих ғылымдарының докторы, профессоры Мадияр Елеуовтың 70 жылдық мерей тойына арналған халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция материалдары. 6 мамыр 2016 ж. / құраст.: Д.А.Талеев, Е.Ш. Акымбек, Р.С. Жұматаев; жауапты ред. – А.Б. Қалыш. II бөлім. – Алматы: Қазақ университеті, 2016. – 271 б. (Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы историко-культурного наследия Казахстана: прошлое, настоящее и будущее», приуроченной к 70-летию профессора кафедры археологии, этнологии и музеологии, доктора исторических наук Мадияра Елеуова. Алматы, 6 мая 2016 г. Часть II) – С.131-135.

Галия Шаукетовна Файзуллина, кандидат исторических наук

Асель Жакслыкбаевна Амаргазиева, магистр гуманитарных наук

Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»

г.Есик, Казахстан

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ ЗАПОВЕДНИКА-МУЗЕЯ «ИССЫК» (В ПОИСКАХ ОТВЕТА НА ВОПРОС – КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?)

В Казахстане 9 заповедников-музеев республиканского значения. Все отличаются друг от друга уровнем доступности для посетителей. Заповедник-музей «Иссык» был создан в 2010 году и у него относительно выгодное местоположение – на пути популярных туристических маршрутов Семиречья, вблизи от города Есик (4 км) и недалеко от мегаполиса Алматы (50 км). С момента основания музея было понятно, что его основными посетителями должны стать – туристы и жители Енбекшиказахского района. В соответствии с этим строилась работа – инициировались специальные мероприятия на создание комфортного и интересного посещения музея туристами, и формирование доверительных отношений с местным населением. Достижения, несомненно, есть, они подробно представлены в Альбоме-отчете заповедника-музея за 5 лет [1]. Однако,  в результате «проб и ошибок» за 6 лет деятельности что-то получалось лучше, а что-то не удавалось, не хватало ресурсов человеческих и финансовых. В данной статье мы попытались посмотреть на деятельность заповедника-музея сквозь призму цифр. Причем, цифры напрямую характеризуют только одно важное направление  – работу с посетителем. Потому что, это вершина «айсберга», которая движется благодаря усилиям и работе, скрытой под «толщей воды», и она видна всем.  По ней очень часто судят об эффективности работы музея. И в развитии каждого учреждения наступает этап, когда необходимо действовать не по наитию специалистов – сотрудников организации, а на основе анализа данных, когда реальные цифры могут сказать о том, что делать и как развиваться дальше.

Методы социологии популярны и в музейной работе. Такая популярная на сегодняшний день область исследований как «музейная социология» получила «прописку» и в музеях Казахстана. Так, например, в Алматы в 2015 году проводилось большое комплексное исследование музейной аудитории [2]. Н.Дукенбаев в своей статье «Музейная социология (из опыта музея-заповедника «Азрет-Султан»)» рассматривает проблему формирования музейной социологии как нового направления в отечественном музейном деле. Представлены результаты социологического опроса, проведенного среди посетителей музея-заповедника «Азрет Султан» [3].  «Азрет-Султан» несколько выделяется среди других заповедников-музеев своей величиной, историей создания и статусом историко-культурных памятников. Его опыт интересен, но при этом надо помнить, что каждый музей имеет свою специфику. И чем больше будет материала для сравнительного анализа, тем легче другим музеям будет строить свою политику взаимоотношений с посетителями. Поэтому изучение в контексте социологического анализа деятельности «средне-статистического» заповедника-музея (каким, на наш взгляд, является «Иссык») внесет ясность понимания при формировании модели взаимоотношений «заповедник-музей и посетитель», поможет увидеть достоинства в работе, развить их и транслировать как удачный опыт в другие музеи. 

Таким образом, целью данного исследования является определение характерных черт в социологическом «портрете» посетителя заповедника-музея «Иссык» и на основе их анализа определение актуальных направлений развития публичной деятельности. В задачи исследования входило:

  1. Составить цифровую базу данных посещений музея и экскурсионной деятельности.
  2. Сравнить показатели и определить положительные и отрицательные тенденции в развитии заповедника-музея за два года.
  3. Разработать рекомендации относительно точек концентрации усилий музея в работе с посетителями.

Основным источником в данном исследовании послужил рукописный «Журнал учета посетителей музея». В течение последних пяти лет в журнале отмечались данные о посетителях, экскурсоводах, турфирмах и гидах. Была графа «Откуда вы узнали о музее?», анализ которой мог бы позволить оценить эффективность рекламы, но, к сожалению, она не всегда заполнялась подробно. Поэтому в данной статье мы решили представить анализ данных за 2014–2015 годы без отсылки к рекламной деятельности музея. В рамках решения первой задачи данные из этого журнала были занесены в таблицу Excel, сгруппированы по четырем большим темам – посетители, экскурсии и лекции, турфирмы и гиды, иностранные посетители.

В соответствии со второй задачей был проведен анализ данных по отдельным блокам – посещение музея, экскурсионная деятельность, состав посетителей и т.д. Так, анализ первого блока цифр показал – заповедник-музей вышел на относительно стабильную цифру посещений в год – в среднем 16 тыс. посетителей. Отсутствие активного прироста количества посетителей можно объяснить тем, что сотрудники не могут прилагать дополнительные усилия для привлечения и обслуживания посетителей, т.к. временной и человеческий ресурс «отвлекается» на исследования (археологические экспедиции, публикации и др.). Видимо, перспектива увеличения человеческого профессионального потенциала музея – в привлечении волонтеров, временных экскурсоводов на сезон и в делегировании роли интерпретатора экспозиции самим посетителям (за счет внедрения интерактивных методов и аккредитации постоянных гидов-туроператоров).

Среди представленных категорий посетителей (взрослые (работающие), взрослые (пенсионеры), студенты, школьники, солдаты срочной службы, иностранцы) за два года произошло значительное увеличение количества посетителей среди трех групп [Диаграмма №1].

 

 

«Солдаты» как категория посетителей впервые была выделена в 2015 году (с 0 до 334), дальнейшая работа с воинскими частями, расположенными вблизи заповедника-музея позволит закрепить достигнутый результат. Необходимо учитывать, территория заповедника-музея расположена в окружении есикского дачного массива, который в последнее время активно заселяется, и традиционно постоянно проживающими в летний период на дачных участках являются именно пенсионеры. Можно считать, что увеличение посетителей среди данной категории (с 60 до 275 человек) – это результат успешной работы сотрудников среди местного населения. Есть надежда, что взрослое население сможет повлиять на молодое поколение в плане разъяснения значимости историко-культурного наследия саков и соответственно – бережного отношения к культурному наследию. «Иностранцы» (с 442 до 650) посещают музей, как в рамках туристических групп, так и в качестве гостей жителей Енбекшиказахского района (например, этнические немцы, некогда проживавшие в городе Есик, приезжают навестить свою Малую родину).

Как и многим музеям Казахстана для «Иссыка» актуальным остается привлечение молодежи в музей. И хотя понятие «молодежь» не ограничивается понятием «студенты» всё-таки одинаковая цифра 671 в 2014 и в 2015 годах говорит о том, что эта категория посетителей требует особого внимания к себе, создание специальных мероприятий и проектов, так сказать, молодеже-ориентированных. Тем более что положительный опыт уже есть. Например, стабильно хорошие отношения с колледжами г.Есика позволяют организовывать профессиональную практику учащихся на базе музея, что, в свою очередь, способствует формированию «отряда» активистов, понимающих суть работы музейных сотрудников, формированию доверительных отношений. Это отразилось в таком факте – при участии заповедника-музея впервые в акции «Ночь музеев» в её организации помогали 300 волонтеров из г.Есик (надо заметить, в общей статистике количество посетителей данной акции не учитывалось).

Как говорилось выше, «туристы» как категория посетителей для заповедника-музея – одна из приоритетных. Алматинцы любят отдыхать в турах одного выходного дня, за два года «Иссык» посетили 11474 жителей города, что составляет 35 % от всех посетителей музея. Иностранцы дают  4 % посещений музея. При этом, 56 человек были просто обозначены как «иностранец», у остальных 1034 известно гражданство [Диаграмма № 2].

Всего 7 стран из ближнего зарубежья – Азербайджан (2), Беларусь (2), Кыргызстан (4), Латвия (2), Литва (1), Россия (206), Украина (19). В списке 25 стран из дальнего зарубежья – Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Голландия (Нидерланды), Германия, Египет, Израиль, Индия, Италия, Канада, Корея, Китай (в т.ч. Гонконг), Малайзия, Норвегия, ОАЭ, Польша, США, Тайланд, Турция, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция, Япония. При этом необходимо отметить, что в 2015 году этот список увеличился на 8 стран. Может потому, что туроператоры поняли, что «не стыдно» показывать музей иностранным гостям. Тем более что в экспозиции весь этикетаж на трех языках, есть путеводитель на английском языке, изданный при поддержке Британского Совета.

Больше всего посетителей из России (206), США (157), Китая (141), Германии (98). Причем за год увеличение количества китайских туристов произошло почти в 3 раза. Это закономерно на фоне продвижения на государственном уровне «Шелкового пути», как туристического маршрута и культурного явления, объединяющего страны и народы. Может быть, это также объясняется и тем, что в «Иссыке» есть экскурсовод с хорошим знанием китайского языка. Пример его трудоустройства в музее можно рассматривать как положительный опыт применения знаний репатриантов из Китая для развития туристического потенциала объектов в инфраструктуре туризма Семиречья.

«Вторым эшелоном» идут туристы из – Италии (60), Кореи (57), Франции (50). Увеличение в 2 раза корейских туристов в 2015 году говорит о формировании особого интереса со стороны представителей научной среды Кореи. В результате этих посещений сформировались прочные научные связи между заповедником-музеем «Иссык» и Silla Cultural Heritage Research Institute. Так, в 2015 году директор «Иссыка» Г.Р. Мухтарова на IX Международном симпозиуме   «Исследования наследия Сила» (Кенджу, Южная Корея) выступила с сообщением об археологии курганов Казахстана [4]. В 2016 году планируется совместная археологическая экспедиция по изучению одного из сакских курганов Семиречья, международная научно-практическая конференция.

Две третьих посетителей – это посетители с экскурсионным обслуживанием. Как заметил Сергей Чистяков, участник передачи «Музеи XXI века. Тенденции и перспективы» [5], историко-культурный материал, представляемый в заповеднике-музее «Иссык» имеет свою специфику (археологическую, культурную) и требует интерпретации со стороны экскурсовода. В заповеднике-музее «Иссык» экскурсии проводят сотрудники высокого профессионального уровня. При этом, трое ведут экскурсии на двух языках – казахском и русском, один – на казахском, китайском, на английском (с недавнего времени), один – на казахском и турецком. Есть эксклюзивная возможность пообщаться с одним из первооткрывателей «Золотого человека» Бекмуханбетом Нурмуханбетовым. В «острые» моменты (в период большого наплыва посетителей) «к станку» становится весь персонал музея, начиная с директора [Фото № 1]. За этим стоит стремление обеспечить комфортное посещение даже в том случае, когда, казалось бы, музейная экспозиция не может вместить в короткий промежуток времени сразу всех посетителей. С целью решения данной проблемы за пять лет в музее открылись дополнительно ещё два экспозиционных зала, проводятся внемузейные экскурсии, обживается территория возле музея.

За два года сотрудники музея провели 1404 экскурсии. Из них, примерно, 770 на русском и 600 на казахском языках. Данные приблизительные, т.к. у двуязычных экскурсоводов в Журнале не обозначался язык проведения экскурсий, и их количество выводилось из примерного процентного соотношения. При этом, 48% всех экскурсий на казахском языке, в составе которых в основном школьники и взрослое население Енбекшиказахского района – это хорошая доля в общей сумме посещений, и она имеет тенденцию к увеличению.

На сегодняшний день сложились партнерские отношения с турфирмами, работающими с направлениями внутреннего туризма. Так за два года всего из 1404 экскурсий турфирмами, отдельными  гидами-профессионалами, сотрудниками лагеря «Алтын Адам» (ЦДЮТиЭ) была организована 171 экскурсия. При этом, можно выделить постоянных партнеров – ГрандВояж (24 экскурсии), БласТур – 90 экскурсий (гид-экскурсовод А.Нурбаева – 45). Музей ежегодно подводит итоги «соревнования» на самого активного гида-экскурсовода и награждает победителей грамотами и памятными призами 18 апреля в Международный день историко-культурных памятников. Все приобретения и новинки музея в первую очередь бывают презентованы именно перед турфирмами в этот день. Известные специалисты читают в этот же день лекции по археологии Казахстана в целях повышения качества контента как в работе музейных сотрудников, так и их партнеров.

В то же время, как говорилось выше, в заповеднике-музее малыми, но настойчивыми шагами развивается направление, формирующие навыки и привычку самостоятельного глубокого усвоения материала через интерактивное взаимодействие с экспозицией музея. Ещё в начале деятельности музея были установлены сенсорные киоски, издан детский интерактивный путеводитель, разработаны «Листки активности» [6], внедрены в экспозицию элементы из серии «руками трогать можно» и т.д. Например, в марте 2016 года открылась выставка «Тайны «Золотого человека»», в её рамках была разработана специальная интерактивная программа – установлен сенсорный монитор с возможностями чтения книги, прослушивания авторов интервью [7], созданы игры – части-пазлы головного убора «Золотого человека» [Фото № 2]; фотография членов экспедиции, на фоне которой посетители имеют возможность фотографироваться (как бы включив себя в состав экспедиции); игра в рисунках «Найди отличия в трех вариантах реконструкции головного убора «Золотого человека»; игра в современного «исследователя» по расшифровке рукописей из архива К.Акишева; «лестница времени» переводит временные понятия в пространственные, обозначив 2,5 тыс. лет в шкале, нарисованной на полу лестницы ведущей к выставке и т.д. Результаты этой работы не видны сразу, и, надо заметить, наш массовый посетитель не готов к такому взаимодействию с экспозицией. Но «дорогу осилит идущий», и значит постепенное привыкание к тому, что музей – это не просто источник знаний о саках, но и место «переживания» их культуры, место эмоционального «соучастия» в работе сотрудников музея. Следовательно, можно сказать, что 11005 индивидуальных посетителей из общих 33321, т.е. третья часть – это малая, но важная для заповедника-музея группа. На наш взгляд, эти посетители и есть те «разносчики инфекции» активного и эмоционального восприятия работы заповедника-музея «Иссык», в частности, и в общем – роли музея как важного культурно-образовательного института, призванного хранить и продвигать в общество ценности наследия страны.

На третий квартал приходится наибольшая активность в посещении музея [Таблица № 1].

 

I кв.  2014

II кв.

III кв.

IV кв.

2014

I  кв. 2015

II кв.

III кв.

IV  кв.

2015

итог за 2014 и 2015

индивидуальные посетители

289

1825

1562

634

4310

661

1190

3983

861

6695

11005

посетители с экскурсионным обслуживанием

233

4501

4598

2160

11492

680

4737

3043

2362

10822

22314

 

Таким образом, если составлять обобщенный портрет посетителя заповедника музея «Иссык» на конец 2015 года, то это – «не алматинец (или школьник) с платным посещением, предпочитающий осматривать экспозицию музея с экскурсией на русском языке». Отсюда можно сделать выводы и сформулировать рекомендации относительно разных направлений развития музея. Во-первых, необходимо проводить более широкую рекламу  деятельности заповедника-музея среди жителей г.Алматы. Данный ресурс необходимо ещё развивать и расширять. Во-вторых, необходимо разрабатывать стратегию и тактику взаимоотношений с местным населением, в первую очередь – со школьниками и молодежью. Ведь до тех пор, пока музей не «укоренится», до тех пора пока местные жители не будут разделять с нами боль и радость за наследие предков, за историко-культурное достояние нашей родной земли, до тех пор нельзя будет говорить о развитии местного туристского потенциала, как стратегической составляющей развития региона. Выборы директора заповедника-музея Г.Р. Мухтаровой в марте 2016 года депутатом Енбекшиказахского районного маслихата, назначение её председателем Комиссии по вопросам культуры и образования, будет способствовать продвижению миссии заповедника-музея «Иссык» по формированию национальной идентичности граждан нашей страны, принятию мер по охране историко-культурных памятников, расположенных в районе. В дальнейшем сотрудники заповедника-музея «Иссык» при поддержке друзей и партнеров также будут прилагать усилия по популяризации исторических знаний среди соотечественников и гостей Казахстана. А повторный социологический анализ деятельности через два года покажет – насколько эти усилия будут результативны.

 

Литература и комментарии

1. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»: Альбом-отчет. – Алматы, 2015. – 156 с.

2. Отчет по итогам проведения социологического исследования «Музеи города Алматы» / Управление культуры города Алматы – 2015. ­­– 78 с.

3. Дукенбаев Н. Музейная социология (из опыта заповедника-музея «Азрет-Султан») (на каз. яз) // Культурный ландшафт как объект наследия: Сборник материалов международного научно-практического семинара, 26–27 сент. 2013 г. – Алматы: КазНИИК, 2013. – С. 42–47.

4. Мухтарова Г.Р. Археология курганов Казахстана // IX Международная конференция по изучению Силла. – Кенджу, Юж. Корея, 2015. – С. 191–199.

5. http://bmtv.kz/ru/teleproekty/nauka-i-obrazovanie/zolotaya-seredina/item/18283-zolotaya-seredina-19-02-16

6. Файзуллина Г.Ш., Амаргазиева А.Ж. Компетентностный подход в образовательных программах заповедника-музея «Иссык» // Открытая школа. / Информационно-методический журнал. – Алматы, 2012. – № 1. – С. 51–53.

7. Разработка презентации в сенсорном киоске – А.Г. Чекин, Е.А. Джасыбаев.

Резюме

В статье рассматривается опыт Государственного историко-культурного заповедника-музея в работе с музейной аудиторией. Представлен её социологический портрет и проанализирован состав с позиции различных категорий посетителей и их представительства по странам. Обозначено, что экскурсия, как основная форма работы с посетителями в заповедниках-музеях, ещё долгое время не утратит своей актуальности и значимости.

Түйіндеме

Мақалада Мемлекеттік тарихи-мәдени қорық-мұражайдың  аудиториямен жұмыс атқару тәжірибесі қарастырылған. Аудиторияның әлеуметтік көрінісі және әр категориядағы келушілердің, соның ішінде шетел азаматтарының да, құрамы  және келген аймағы анықталып, сарапталған. Сонымен қатар,  қорық-мұражайға келушілермен жұмыс жасаудың негізгі бір формасы ретінде өзектілігі мен маңыздылығын ұзақ уақыт жоғалтпайтын экскурсияға ерекше тоқталған.  

Summary

Galiya Faizullina, Assel Amargazieva

The article examines the experience of the StateHistoricalCulturalReserveMuseum of work with the museum audience. It presents a sociological portrait of the audience and is analyzed from the perspective of the visitors' different groups compound, their representation by countries. It is also marked, that excursions as the main form of work with visitors in national reserve museums will not lose its relevance and importance for a long time.