Культурное наследие Национальный проектСохраняя прошлое, создаём будущее   
  • Лента на Twitter
  • Лента на Facebook
  • Youtube
 

Нематериальное наследие

Одноминаретная и Двухминаретная мечети   (XIX век)

Камшы в быту казахов

Вторник, 15 ноября 2016Одной из важных областей искусства казахских народных умельцев в прошлом было украшение предметов конского снаряжения: седел, чепраков, тебеньков, сбруи и попон. Традиция эта имеет глубокие корни и связана, в первую очередь, с той огромной и исключительной ролью, которую на протяжении многих тысячелетий играла верховая лошадь в жизни и мировоззрении кочевников. 

«Конь – крылья человека», – так гласила старинная казахская поговорка, и в ней таился глубокий смысл. Лошадь была верным другом и спутником степняка – воина и скотовода – на всех этапах его жизни: от раннего детства, когда он ребенком получал в дар первого жеребчика-стригунка с полным седельным набором, и до самой кончины, когда любимый конь усопшего, снаряженный в парадную амуницию, выполнял ключевую роль в поминально-обрядовом цикле в качестве его «сопровождающего» (тұлат). В традиционный набор конской упряжи (ер тұрман, ер тоқым) казахов входили: седло (ер), состоящее из деревянной основы; кожаные чепрак-потник (тоқым, кежім), тебеньки (тебінгі); узда с оголовьем (жүген); нагрудник (өмілдірік); потфея-подхвостник (құйысқан); подпружные ремни (тартпа, пістан); стремена (үзеңгі) и плеть (қамшы). Итак, камшы также входит в набор конской сбруи, хотелось бы подробнее остановиться на этом предмете. Камшы необходим в основном для того, чтобы погонять лошадь во время верховой езды, состоит из рукояти (сап) и плетеной части – өрім. На кончике ручки имется петля (темляк) для ношения на кисти руки и подвешивания на кереге юрты, называемая – бүлдірге. Рукоять традиционно изготавливают из таволги (тобылғы) и кизильника (ырғай), так как это прочный, долговечный материал. Рукоять из таволги ничем не покрывают, ибо ее естественный бордовый цвет вполне устривал, а вот рукоятку из кизильника могли покрыть кожей, оплести сыромятными ремешками или обвить металлической проволокой. Проволока может быть как медной или латунной, так и серебряной. В период экспедиции в Баян-Ольгийский аймак (Западная Монголия), у местных казахов узнал, что есть еще одна порода дерева, из которой делают рукоять камшы, это үшқат-жимолость. Рукоятью также служили ножка косули и рог горного козла. Плетеную часть измеряют шириной ладони-тұтам, но в Баян-Ольгийском аймаке (с. Сагсай) меня ифор- мировали, что измеряют и сүйем – расстояние между указательным и большим пальцем. В прошлом у казахов всех социальных слоев и возрастов, у всех кто садился на коня, от детей до взрослых (включая женщин и стариков), имелись свои личные камшы, отличающиеся по виду и типовой конструкции. У всадника на коне камшы находится в правой руке, за голенищем сапога (қонышында), подвешенная на предплечье (бiлегiнде), заткнутая за пояс (белiнде), зажатая под коленом (тақымында), прикрепленная к седлу (спереди или сзади, поверх); иной раз, в случае необходимости, в экстремальных ситу- ациях, и защемленная в зубах наездника. В юрте, вошедший человек подвешивает камшы на концы или на звено решетки кереге («стены» юрты; керегенiңбасында, көгiнде), засовывает за загнутую, нижнюю часть уыка (жерди свода юрты; уыққарында); снаружи юрты – за аркан, опоясывающий юрту (белдеуде) или к колу с раздвоенным концом, для привязывания лошади (ашадақыстырулытұрады). Входя в юрту (да и находясь не в седле), следует держать камшы в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею (үйгекіргендеқолынақамшысілтейкірмейді). Распущенная во всю длину камшы в руках человека – знак враждебности или признак его неотесанности, грубости. Показывать кому-либо направ- ление дороги или указывать на какой-либо объект в степи, всаднику следует не рукой, а сложенной камшы. Раньше кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камшы в руках (грозного, универсального оружия в руках всадника); если кто-либо представал перед султаном (чингизидом) с камшы в руках, то султан мог в качестве платы за провинность забрать у него коня. Бии во время собраний, судебных процессов, вытащив камшы из голенища сапога, бросали ее перед собой поперек, давая знак, что просят, требуют слова для выступления. Образ настоящего жи- гита немыслим без камшы. Появление жигита среди девушек с особо выделанной, либо искусно изукрашенной камшы сразу повышали его статус, положение, мужественную притягательность.

Обычаи и традиции

По легенде, казахи – народ бескрайних степей, испокон веков кочевали со своим скотом, питались мясом и молоком, скакали на коне, поклонялись Создателю всего сущего (Тәңір). И однажды попросили они у святого покровителя Сеса (Сеспір баба) орудие для управления скотом. И Сес дал человеку камшы. По казахскому народному обычаю, по достижению сыном семи лет (иногда и раньше, после совершения обрезания) отец торжественно вручал ему камшы, со словами: «Ты стал жигитом!». Каждая часть камшы имела свое символическое значение. И кожа для плети, и дерево для рукояти делались из «чистых» видов домашнего скота, из «чистых», благородных пород дерева. Нижние части звериных ножек, используемых в качестве рукояти камшы, принадлежат «чистым», благородным созданиям природы – косуле, сайгаку, горному козлу, кабарге. Рукоятка оплетается ремешками, посередине находится пучок кожаной бахромы/кисточка (иешашағы), символ самого «покровителя» камшы. На переднем конце рукояти находится кожаный алакан (для соединения плети с кнутовищем) в форме змеиной головы (жыланбас). К алакану, посредством ко- жаных ремешков (иногда и железного кольца/теміршығыршық), прочно прикреплялся верхний конец («голова»/ошақ басы) плети, а в нижнем (ударном) конце плети, с трех сторон, оставляли пучки кисто- чек (мал айдаршашақ) для мягкого понукания жи- вотного (этот нижний, ударный фрагмент камшы назывался туйын/түйін; узел). Пучки кисточек на конце плети имелись только на камшы для понукания (сопқамшы, үйірқамшы); камшыбиев (би), сал’ов (сал) и серы (сері) имели крепко заплетенный, сужающийся конец плети. Боевые дойыр-камшы имели на конце плети мощную свинчатку. Верхний кончик «змееголового» алакана, где расположен пучок ки сточек/бахромы, назывался «призывающий святого духа пучок кисточек» (періштешақыраршашақ). Украшение камшы (облицовка, инкрустация лицевой части рукоятки, иногда и плети – чеканкой из серебра, золота, меди, инкрустация драгоценными камнями, «оторочка» краев тисненой кожей) имело, помимо целей орнаментико-эстетических и роскоши, также и (возможно, более насущную, хотя и обыденно-периферийно-осознаваемую) – оберего-магиче- ское значение. На задний конец рукоятки камшы надевалось серебряное, золотое или медное кольцо (сақина), ставилась (вырезалась) родовая тамга (таңба), либо личный знак мастера; на передний (верхний) конец рукоятки надевалось такое же кольцо, но более укра- шенно-чеканенное инкрустированное в стиле казахского орнамента. Классификация плеток. Этнографы Ж. Бабалыков, А. Сейдимбек, С. Кенжеахметов насчитывают около 22 видов плеток. Мы же ограничимся только некоторыми из них. Приведем еще одну, построенную на иных принципах, группу типов камшы, рукоятка которых сделана из таволги: Шыбыртқықамшы – камшы, сплетенная из 3-4 ремешков, использовалась при верховой езде. Сүндетқамшы – когда мальчику совершают обрезание (сүндет), его отец, родственники дарили ему камшы с рукояткой из таволги, длиной в 4 тутама (тобылғысабытөрттұтамқамшы). Бәйгеқамшы – «камшы для байги/скачек лошадей». Длина рукоятки ее в 4 тутама (т. е., примерно от локтя до мизинца), а толщина рукоятки – с мизинец руки наездника (шабандоз). Перед началом скачек, шабандоз произносит слова следующей магической клятвы (серт): «Шабаалмасаммағансерт, шабаалмасаастымдағыатымасерт, шаптыраалмасақолымдағықамшығасерт!» («Если сойду с дистанции – я виноват/пусть меня настигнет позор/, если не выдержит конь – то конь виноват, если конь не получит достаточного подстегивания – то камшы в моей руке виновата!»). Көкпарқамшы – камшыкокпаршы (участника кокпара); рукоятка длиной всего в три тутама и толстая. На камшы не должно быть никаких металлических накладок, украшений, чтобы не поранить самого кокпаршы и его соперников. Перед игрой кок- паршы произносит магическую клятву: «Атыма – ай- бат, тақымыма – қуат, қамшыма – жігербер!» («Да придаст Создатель коню моему – ярость, мне – мощь и силу [букв. «моей подколенной впадине»; кокпаршы тушу козла, придерживая одной рукой, зажимает под коленом], моей камшы – энергию!»).

Дойырқамшы – боевая камшы со свинчаткой. Длина рукоятки – 5 тутамов, и рукоять и плетка значительной толщины. Слова магического заговора (перед охотой или сражением/поединком): «Дойырқамшымдоңыздай (жуандығы) болсын, ауырлығықорғасындай, мықтылығыемендейболсын. Білеккүшімеқуатқосып, жауымәрдайымқұлапжатсын, халқымжеңіске жете берсін!» («Пусть толщина моей дойыр-камшы будет как шкура и щетина кабана/ вепря, тяжесть как у свинца, прочность как у дуба! Пусть сила и мощь моей длани/руки день ото дня крепнет, враги мои всегда будут повержены, а народ мой всегда побеждает!») Некеқамшысы – свадебная камшы. Жигит перед свадьбой должен выбрать себе дружку (жігітжолдасы, күйеужолдас), и сообщает об этом своим друзьям (дос-жоралары). Друзья его в тайне собираются вместе и складывают в кучу свои личные камшы, затем зовут жениха и тот выбирает из кучи самую понравившуюся ему камшы; и владелец этой камшы становится дружкой жениха. А камшы становится соб- ственностью жениха. Сопқамшы – камшы для понукания запряженных в арбу быков или лошадей. Рукоятка из таволги длиной в 4 тутамов, длина плетки – 25 тутамов (=2,5 м); дополнительно к концу плетки приплетался единственный кожаный шнур длиной в 4 карыс/ пяди (қарыс – мера длины между концами раздви- нутых большого и среднего пальцев руки, пример- но равная 18 см), т. е. общая длина плети со шнуром достигала 2,5 кулаш’а (құлаш – мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых в разные строны рук). Үйірқамшы – камшы для табунщиков, пасущих лошадей (үйір – косяк, табун лошадей). Подобная камшы для верблюдов называлась шыбытқамшы. Ноғайқамшы– ногайская камшы (русское «нагайка» произошла от этого слова и от этого этнони- ма). Состоит из двух рядом расположенных плетей с единым концом; для утяжеления, вдоль плеток располагались кисточки (шашақ). Баптауқамшы – камшы для тренировки скакуна. Чтобы не испугать необъезженного коня взмахами обычной гибкой камшы, баптау-камшы имеет жесткий срединный шнур, изготовленный из необработанной шкуры. Камшы получается прямой и твердой как сабля. Подобную камшы русские называли «хлыст». Аңшықамшы – охотничья камшы. Длина рукоятки 5 тутамов, длина плетки со свинчаткой – 12 тутамов. Охотник-всадник перед охотой произносил магическую формулу: «Алдымдағықасқырғаайбатердегіқанжығамабайлат!» («Да буду я грозен перед волком, да привяжу я добычу к луке седла!») В момент настигания добычи: «Түзутигізумағанміндет, ұшындағықорғасынсағансерт!» («Верно нанести удар – зависит от меня, твоя участь – получить удар свинчаткой!») Такие разновидности камшы, как дойырқамшы, аңшықамшы, барымтақамшы – называли также общим Барымтақамшы – камшыбарымташи (участника барымты). Длина рукоятки из таволги – 6 ту- тамов, толстая плетка – 10 тутамов, конец плети также очень толстый и длинный. В момент тесного контакта, силового соперничества, схватки двух жигитов-всадников (один из которых, барымташы, пытается силой и хитростью угнать чужой скот, второй же, хозяин скота, всеми силами пытается воспрепятствовать этому) страсти накаляются до предела, в ход идут дубинки-палицы (шоқпар, сойыл) и мощные камшы. Этой камшы, искусно пользуясь, можно было отбиться от нескольких противников (или, настигнув, хорошо наказать), нейтрализовать их, посшибав их с коней. Сарыалақамшы – камшы верхнюю часть рукояти которой покрывают латунью, а остальную часть обвивают латунной проволокой желтого цвета.

Хотелось бы напомнить о магических свойствах плеток и запретах, связанных с ними: нельзя плетью бить землю, детей, уык, босага, войлок. При входе в юрту в знак уважения к хозяевам плеть нужно повесить на локоть либо свернуть. Особо сильной в магическом отношении считалась плеть покойного отца или деда, из-за чего ее подвешивали на почет- ное место вверху либо на настенный ковер – тускииз. Такая плеть выполняла роль действенного оберега. Считалось, что магические свойства плетей, декорированных серебром или медью, более эффективны. Разнообразны функции плетки, ею лечат, отгоняют злых духов шаманы. При трудных родах над женщиной подвешивали плеть уважаемого человека, что должно было обеспечить благополучный исход. Недостойно чести джигита потерять плеть с инкрустацией из серебра, которую заказывал его отец или дед искусному умельцу. По обычаю, после завершения работы, шебер надевал петлю рукоятки на руку юноши и давал благословение – бата. В экспедиции по Аягузскому району (2004 г.) в селе Шынқожа записал из уст руководителя школьного музея К. Карыбаева следующее: «В доме или юрте плетка должна висеть в сложеном виде, ибо если она висит плетеной частью вниз, означает, что хозяева не имеют детей, поэтому поднимать эту тему за разговором не следует». В коллекции музея-заповедника хранятся около 30 плеток, но долгое время не было плеток-сарыала, особо почитаемых казахами. Казахи верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плетки с рукояткой из таволги. Наши предки считали, что «сатана боится желтой камшы». В экспедиции по Зайсанскому району в 2006 году была найдена первая такого рода камшы, позже коллекция пополнилась еще двумя плетками. Камшы, хранящиеся в фондах, в основном сплетены из 4, 6, 8, 10 ремешков (таспа), рукоятью служила таволга, 3 камшы «сарыала», несколько с рукоятью из ножек косули, имеются плетки с березовыми рукоятками. Мы уже говорили о том, что рукояти плеток делали традиционно из таволги, кизильника и жимоло- сти, но в практической жизни встречаются камшысручками, изготовленными из березы, тополя и ивы. В экспедиции по Катонкарагайскому району (с. Акмарал, 2007 г.) встретилась плетка с железной ручкой, бытуют плетки и с алюминиевой рукоятью. Очевидно, что это плетки появились позднее, скорее всего, со второй половины XX века. В казахском обществе камшы – произведение искусства, знак почета, уважения и доблести жигита, действенный оберег. И как говорят в народе «возьмешь в руки оружие, оставишь потомкам наследство».

Болат ЕЛИКПАЙ,

заведующий отделом

казахской этнографии

Восточно-Казахстанско-

го областного архитек-

турно-этнографического

и природно-ландшафт-

ного музея-заповедника.